Подвижный час — это, по сути, новая организационная форма воспитательно-оздоровительного мероприятия в режиме дня. Она реорганизованная на базе второй прогулки во второй половине дня и состоит из подвижных игр, элементов спортивных игр и физических упражнений. Данной форме нормированной двигательной активности (ДА) детей уделяется особое внимание, Эта форма в большей степени позволяет ребенку в непринужденной (наиболее свободной) обстановке реализовывать свою естественную потребность в движении. Подвижный час решает следующие задачи:
— повышение эмоционального тонуса детей;
— обеспечение условий для реализации естественной потребности ребенка в движении;
— закрепление освоенных двигательных умений и навыков детей.
В содержание подвижного часа включаются основные движения, элементы спортивных игр и спортивных упражнений, а также большое разнообразие хорошо знакомых детям общеразвивающих упражнений. Подвижные игры и физические упражнения могут выступать отдельными, самостоятельными формами (например, подвижные игры: сюжетные, бессюжетные или дидактические, и физические упражнения, представленные в виде «Веселых стартов», эстафет и других спортивных упражнений). Все они комплексно могут входить составной частью в физкультурные занятия, УГГ, физкультурные паузы и другие организационные формы режима дня. При этом подвижный час может проводиться как со всей группой детей, так и с подгруппами.
Различные подвижные игры имеют неодинаковые динамические характеристики (малой подвижности, средней
и даже большой), по-разному воздействуя на организм ребенка. Учитывая это обстоятельство, нами был разработан и в течение ряда лет апробирован вариант примерной схемы регулирования физиологической стоимости физической нагрузки (на примере подвижных игр) в структуре режимных моментов, что позволяет повысить «оздоровительный эффект» воздействия этой нагрузки на основные физиологические системы и функции организма детей (Таблица 2).
Таблица 2 Примерная схема регулирования физиологической стоимости физической нагрузки (на примере подвижных игр) в структуре режимных моментов
|
Таким образом, все выше перечисленные организационные формы (их еще называют режимными моментами) оказывают неоценимое оздоровительное воздействие на основные жизнеобеспечивающие физиологические системы организма дошкольников, способствуя сохранению и укреплению их здоровья, повышая физическую, а вместе с ней и умственную работоспособность детского организма.