Массаж является еще одним важнейшим профилактическим средством физического воспитания дошкольников. неся мощный оздоравливающий эффект. Среди множества приемов массажа в работе с детьми дошкольного возраста, чаще всего, массажисты используют такие, как: поглаживание; растирание; разминание и поколачивание.
Поглаживание относится к легкому приему. Его принято выполнять при массаже кожных покровов ребенка. 11ри этом, кисти рук, массажиста плотно прилегая к телу, скользят медленно в определенном ритме и обязательно по ходу тока лимфы.
Растирание проводится уже более энергично со значительным давлением на массируемые участки ткани. Причем, направления движений рук массажиста не ограничиваются только направлением хода тока лимфы — они разнообразны.
Разминание относится к основному приему во всех видах массажа и осуществляется путем более короткого движения рук, но с большим, чем при растирании давлением на поверхность массируемого участка тела.
Поколачивание как один из приемов массажа выполняется двумя руками или одной в зависимости от необходимости. В ряде случаев (например, на раннем периоде реабилитации после травмы) данный прием целесообразнее выполнять подушечками одного или четырех пальцев рук.
При решении задач оздоровительной направленности массаж способствует:
— расширению капилляров кожи;
— улучшению периферического кровообращения;
— ускорению циркуляции крови и лимфы;
— усилению функций потовых и сальных желез, что положительно влияет на протекание метаболических (обменных) процессов в организме ребенка;
— повышению общего положительного тонуса центральной нервной системы (ЦНС) у ребенка;
— активизации и качественным функциональным изменениям органов и физиологических систем организма ребенка;
— улучшению подвижности связочно-суставного аппарата, вызывая у ребенка бодрое настроение и побуждение к активности.
В целях оздоровления организма ребенка родители могут начинать делать массаж уже с момента рождения малыша.
При решении задач образовательной направленности массаж несет в себе преимущественно обучающую функцию. Наиболее простым и доступным приемам массажа, как одному из средств личной физической культуры человека, можно обучать дошкольников, начиная с 3-х лет. В этой связи, система игр-занятий, позволяющая знакомить детей со способами и отдельными приемами массажа, выступает действенным и эффективным средством, поскольку обеспечивает в дальнейшем их применение детьми в процессе самостоятельной деятельности.
Не менее важным компонентом комплексного подхода при применении массажа является решение задач воспитательной направленности. Здесь массаж способствует:
— развитию положительных эмоций у ребенка;
— понижению (в случае гипер- (т.е. чрезмерно повышенной активности) или повышению (в случае гипо- (т.е. чрезмерно пониженный активности) ребенка его нервного тонуса.