Личностно-характериологические и психофизиологические критерии отбора.Часть1

Личностные особенности, индивидуальные различия свойств нервной системы, включая ее корковые образования, имеют исключительно важное значение для адекватной адап­тации к специфическим условиям спортивной деятельности, для выбора спортивной специализации и в целом для успеш­ной реализации своих потенциальных возможностей в спорте. Изучение психической деятельности в формировании индиви­дуальных различий спортивной пригодности и в целом дее­способности не подкреплено развитием данного аспекта в практике отбора: доля психологических исследований инди­видуальных особенностей в решении задач отбора и спортив­ной ориентации неоправданно мала. Последнее, однако, обу­словлено объективными причинами: 1) пониманием психоло­гами сложности выбора психодиагностических критериев от­бора в силу многообразия самих параметров; 2) незавершен­ностью метрологического решения валидности и прогности­ческой ценности отдельных параметров (свойств) в формиро­вании спортивных способностей; 3) существованием возраст­ной изменчивости не только свойств личности, но самих про­цессов протекания нервной деятельности; 4) сложностью и разнообразием индивидуальных форм интеграции и взаимо­компенсации отдельных психических параметров в формиро­вании специальных способностей.

Неадекватность значимости использования психодиа­гностических методов в оценке индивидуальности спортсме­нов во многом обусловлена отсутствием стандартных методик серийного производства. Как правило, для решения произ­водственных задач профессионального отбора создаются стенды, которые нередко ненадежны с точки зрения метроло­гии отбора, а получаемые данные не абсолютны сопоставимы.

Говоря о спортивном отборе, можно весь диапазон свойств и качеств выразить в: 1) особенности сенсорной сфе­ры, обусловливающей качество получаемой информации, формирующей перцептивные действия, связанные с восприя­тиями физических свойств образов или целых ситуаций; 2) особенности реактивных свойств нервной системы, влияю­щих на исполнительские функции систем организма. В психо­моторике они обусловливают быстроту, подвижность нервных процессов, переключаемость, баланс; 3) темпераменте, его интегральных характеристиках в виде активности, эмоцио­нальности в широком спектре их проявлений; 4) интеллекту­альных проявлениях высшей нервной деятельности, связан ных со свойствами памяти, темпа мышления, особенностями когнитивной (познавательной) сферы.

Оставьте комментарий