Личностные особенности, индивидуальные различия свойств нервной системы, включая ее корковые образования, имеют исключительно важное значение для адекватной адаптации к специфическим условиям спортивной деятельности, для выбора спортивной специализации и в целом для успешной реализации своих потенциальных возможностей в спорте. Изучение психической деятельности в формировании индивидуальных различий спортивной пригодности и в целом дееспособности не подкреплено развитием данного аспекта в практике отбора: доля психологических исследований индивидуальных особенностей в решении задач отбора и спортивной ориентации неоправданно мала. Последнее, однако, обусловлено объективными причинами: 1) пониманием психологами сложности выбора психодиагностических критериев отбора в силу многообразия самих параметров; 2) незавершенностью метрологического решения валидности и прогностической ценности отдельных параметров (свойств) в формировании спортивных способностей; 3) существованием возрастной изменчивости не только свойств личности, но самих процессов протекания нервной деятельности; 4) сложностью и разнообразием индивидуальных форм интеграции и взаимокомпенсации отдельных психических параметров в формировании специальных способностей.
Неадекватность значимости использования психодиагностических методов в оценке индивидуальности спортсменов во многом обусловлена отсутствием стандартных методик серийного производства. Как правило, для решения производственных задач профессионального отбора создаются стенды, которые нередко ненадежны с точки зрения метрологии отбора, а получаемые данные не абсолютны сопоставимы.
Говоря о спортивном отборе, можно весь диапазон свойств и качеств выразить в: 1) особенности сенсорной сферы, обусловливающей качество получаемой информации, формирующей перцептивные действия, связанные с восприятиями физических свойств образов или целых ситуаций; 2) особенности реактивных свойств нервной системы, влияющих на исполнительские функции систем организма. В психомоторике они обусловливают быстроту, подвижность нервных процессов, переключаемость, баланс; 3) темпераменте, его интегральных характеристиках в виде активности, эмоциональности в широком спектре их проявлений; 4) интеллектуальных проявлениях высшей нервной деятельности, связан ных со свойствами памяти, темпа мышления, особенностями когнитивной (познавательной) сферы.