Лазание также относится к основным видам движений и предназначено для преодоления ребенком препятствий в опоре на руки и на ноги. По своему характеру деятельности лазание является ациклическим движением, а потому вызывает у детей дошкольного возраста наибольшие сложности при выполнении по причине недостаточного развития прежде всего нервно-мышечного аппарата организма ребенка, силовых способностей и ловкости.
Однако, не смотря на техническую сложность, оно все же остается в арсенале средств физического воспитания дошкольников, поскольку:
— сохраняет в освоении движений достаточно высокую мотивацию и познавательную активность детей;
— способствует комплексному воздействию физической нагрузки на основные физиологические системы организма ребенка;
— способствует активному развитию не только крупной, но и мелкой мускулатуры ребенка.
Пропедевтическим (т.е. подготовительным) компонентом в освоении лазания является ползание, как способность ребенка передвигаться в пространстве, припадая туловищем к поверхности и перебирая по ней руками при помощи ног. Ползание — наиболее привычный для детей дошкольного возраста способ передвижения по плоскости, который они начинают осваивать уже с 4-5-тимесячного возраста. По характеру, в отличие от лазания, его можно отнести к циклическим движениям, поскольку в следующий момент аналогичные действия совершают другая нога и другая рука.
Простата и доступность выполнения позволяет ребенку прибегать к такому способу перемещения в пространстве естественным образом, когда он играет с игрушками на полу, или сознательно, когда изображает животных в сюжетно-ролевых играх.