ОРУ можно проводить, как без предметов, так и с предметами (погремушками, кубиками, флажками, ленточками, обручами, палками, с природным материалом — шишками, листочками, снежками и др.), на предметах (скамейках, стульях), у предметов (у гимнастической стенки, у деревьев и др.).
Использование предметов придаст упражнениям характер конкретных заданий (поднять, положить, достать, дотянуться), делает понятной поставленную образовательную задачу, а также помогает детям контролировать свои действия.
Предметы усиливают корригирующую функцию упражнений, особенно жесткие — палки, обручи, скамейки и др., создающие эффект сопротивления. Естественно совершенствуется и мелкая моторика — предметы приходится захватывать, удерживать, перекладывать из одной руки в другую и т.д.
Главный критерий при выборе предметов — их целесообразность. Предмет должен работать на упражнение, увеличивать его полезность, а не просто занимать руки. Предмет и действие должны логично сочетаться. Например, кубики, которые должны встретиться над головой или за спиной, стимулируют законченность и точность действий; повороты с палкой дают наибольший эффект, если палка находится за спиной на лопатках или на локтевых сгибах, а не в вытянутых вперед руках: упражнение с большим мячом должны строиться так, чтобы руки можно было бы время от времени освободить и глубоко вздохнуть ИТ. д.
В этом плане, вызывает сомнение полезность нередко встречающихся в литературе упражнений с круговой веревкой; дети разного роста, с разной длинной рук, «связан- миг одной веревочкой», невольно тянут ее каждый в свою строну. Ничего, кроме неудовлетворения, такие упражнения, на наш взгляд, не приносят. Необходимо принимать во внимание не только возраст дошкольников, но и их физические кондиции. В младших группах должны доминировать предметы, создающие преимущественно эмоциональный эффект: погремушки; ленточки; кубики и т.д.
При обучении детей ОРУ педагогу следует помнить, что они направлены на обогащение и совершенствование их двигательного опыта. Выбор конкретных методов и приемов обучения ОРУ зависит от возраста детей, вида упражнений, формы организации занятия, физического состояния детей, а также специфики педагогических целей и задач.