В организации двигательного режима дошкольников в системе их физического воспитания входят широко распространяющиеся в последнее время, педагогические технологии.
Анализ научно-методической литературы, а также изучение состояния организации физического воспитания в учреждения дошкольного образования показывает, что сегодня система образования насыщена огромным количеством различного рода методик и технологий, в том числе в области физического воспитания. Однако, если с сущностью методик в системе физического воспитания педагоги разобрались, полагая, что любая методика представляет собой совокупность различных методов, приемов, средств, форм контроля и организации, направленных на достижение поставленной цели, то с сущностью педагогических технологий, тем более, в области физического воспитания дошкольников — вопрос? И вообще, существуют ли отличия между понятным термином «методика» и новым «педагогическая технология» или это просто новое «модное» слово или слова-синонимы? В научно-методической литературе термин (понятие) «педагогическая технология» толкуется весьма неоднозначно, а потому особой ясности в его сущности относительно физического воспитания дошкольников, да и не только, пока нет. На самом же деле, термин «технология» заимствован системой образования в производственной сфере с целью необходимости повысить эффективность процесса образования, обеспечивая высокое качество конечного продукта, т.е. образованности выпускников. Поскольку данный термин пришел в образование из производственной сферы, он, не смотря на приставку «педагогическая» продолжает сохранять свои специфические особенности, которые необходимо учитывать всем педагогам при организации образовательной среды. Если это технология в системе физического воспитания, то в ней обязательно должны присутствовать минимум три отличительных признака:
1 технология предполагает обязательное наличие организованного и строго регламентированного порядка выполнения действий, в котором не допустимы какие бы то ни было перестановки или замены одного компонента на другой;
2 — технология при наличии первого признака всегда воспроизводима вне зависимости от типа образовательного учреждения, а также географического положения, в городе оно или в селе;
3 — любая технология (по определению), гарантирует конечный результат.
Технология оздоровления призвана гарантировать здоровье ребенка на основе развития свойственных каждому человеку психофизических качеств и производных от них двигательных способностей, особенно тех, развитие которых ведет к подъему общего уровня физиологических систем и функциональных и адаптивных возможностей в целом всего организма
Педагогическая технология в процессе обучения ребенка тем или иным двигательным действиям, по существу, обязана гарантировать их успешное освоение всеми детьми на 100%, что практически невозможно в силу различных особенностей состояния здоровья, индивидуальных способностей и возможностей организма.
Технология же воспитания обеспечивает у ребенка формирование побуждений в проявлении духовных начал ко всему, что его окружает.
Таким образом, педагогическая технология в области физического воспитания дошкольников, да и не только, представляет собой организованный, строго регламентированный образовательный процесс выполнения ребенком двигательных действий с четко заданными методами, приемами, средствами, формами контроля и организации, направленный на достижение поставленной цели и гарантирующий конечный результат.
Технология — это достаточно жесткая конструкция, а потому не может быть массовой в отличие от методики. Любую методику педагог видоизменяет, по своему усмотрению, в зависимости от организационно-педагогических условий, материально-технического обеспечения, состояния здоровья детей и т.д., чего нельзя позволить по отношению к технологии. При всём при этом, технология в отличие от методики гарантирует конечный результат, а методика нет.
Процесс внедрения в практику дошкольных образовательных учреждений различных педагогических технологий физического воспитания требует от педагога продуманных действий и профессиональной компетентности.
Основной формой физкультурно-оздоровительной работы в детском саду является физкультурное занятие как педагогическая система. Эффективность физкультурных занятий во многом определяется пониманием их значимости в системе дошкольного образования. Опираясь на теорию системного подхода В.П. Симонова, физкультурное занятие представляет собой педагогическую систему, а, следовательно, должно строиться с учетом всех необходимых системообразующих компонентов: цели, задач, содержания и результата.