В связи со сказанным, спортивный отбор не решается адекватно однократным срезом индивидуальных показателей. В объективно сложившейся системе многолетней спортивной подготовки выделяются этапы с присущими им целями и задачами. Соответственно их содержанию меняются цели и задачи спортивного отбора. Всего выделяют 4 этапа отбора.
Первый этап связан с начальным обучением, цель его — комплектование групп начальной подготовки. Существует мнение, что на этом этапе речь не может идти об отборе, а только о спортивной ориентации. Однако для многих видов спорта, особенно с ранней специализацией и высокими требованиями к развитию физических качеств и механизмов координации, отбор на этом этапе весьма актуален. В целом ряде видов спорта, особенно связанных с элементами риска, существуют серьёзные противопоказания, пренебрежение которыми может нанести ущерб здоровью ребенка, привести к травматизму.
На первом этапе основные задачи отбора связаны с необходимостью отсева тех детей и подростков, состояние здоровья которых (в частности, анализаторных систем) и морфо-функциональные особенности, характер регуляторных функций являются противопоказаниями для специализации в виде спорта.
Второй этап отбора является основным. Цель его — формирование учебно-тренировочных групп спортивных школ из числа наиболее способных детей, успешно прошедших этап начальной подготовки. Основная задача отбора является разносторонняя оценка различных систем организма, обеспечивающих успешное освоение спортивной техники, развитие двигательных способностей и высокой работоспособности.
Третий этап отбора связан с комплектованием групп спортивного совершенствования СДЮШОР и ШВСМ, училищ олимпийского резерва. Основная задача этого этапа отбора — выделение наиболее перспективных спортсменов, способных прогрессировать в условиях интенсивных тренировок и напряженных условий соревнований без ущерба для здоровья.
Четвертый этап отбора своей целью ставит выделение контингента спортсменов, особенности развития которых, уровень спортивного мастерства и тренированности позволяют прогнозировать рост спортивных результатов на уровень международных достижений. Только последовательно осуществляемый отбор позволяет делать процесс многолетней подготовки квалифицированных спортсменов эффективным и рентабельным.
Обобщая сложившиеся представления, можно сформулировать основные задачи спортивного отбора:
1. Определение модели спортсмена высокого класса.
2. Диагностика степени одаренности и прогнозирование потенциального уровня спортивного мастерства.
3. Организация спортивного отбора.