— воспитание вежливости, тактичности, внимательного отношения к сверстникам, взрослым подкрепляется, прежде всего, умением соблюдать правила в подвижных играх, в парных упражнениях, в коллективных действиях и т.д.;
— деятельность детей на занятиях физическими упражнениями должна быть направлена на развитие их самостоятельности и инициативности;
— в процессе занятий детей следует приучать к самообслуживанию: давать задания типа «убрать спортивный инвентарь», «привести инвентарь в рабочее состояние перед занятием», «подготовить место для проведения занятий» (на доступном для них уровне) и другие;
— для решения задач эстетического воспитания крайне важно осуществлять продуманное педагогическое руководство по использованию тех или иных конкретных физических упражнений;
— на формирование эстетических чувств и суждения ребенка еще важно влияние и внешней среды, в которой происходят занятия;
— музыкальное сопровождение является одним из важнейших
воспитывающих факторов, поскольку эмоционально обогащает детей, дает им возможность полнее понять движения и лучше их выполнять, так средства музыкальной выразительности (сила звука, темп, ритм и др) вызывают у детей ответные оттенки реакций в движениях;
— чем старше дети, тем важнее необходимость развивать у них интерес не только к самому процессу занятий физическими упражнениями, но и к результатам деятельности;
— каждый раз, подбирая наилучшую пропорцию между приемами, делающими занятия удовольствием и даже развлечением, следует не забывать и приемы, приучающие детей серьезно и настойчиво трудиться.
В процессе занятий физическими упражнениями с детьми, наряду с развитием у них психофизических качеств (или, другими словами, двигательных способностей), у педагога есть возможность активно и одновременно способствовать воспитанию у детей также и волевые качества личности, скажем:
— смелости — в действиях, требующих преодоления страха;
— решительности — в ситуациях, где требуется действовать немедленно вслед за принятым решением;
— самообладания — т.е умения владеть собой в нестандартных ситуациях и многие другие необходимые личностные качества характера ребенка.
При решении задач воспитательной направленности по аналогии с двумя предыдущими направлениями активное участие принимают все три группы физических упражнений. Так, физические упражнения общего назначения (первая группа) при формировании осанки у детей способствуют:
— воспитанию организованности, дисциплины, умения держаться свободно, естественно и красиво;
— блокированию (на уровне ЦНС и ВНД) негативных последствий психоэмоциональных перенапряжений детей при выполнении ими относительно более сложных двигательных действий;
— созданию представления ребенка об изяществе движений, о красоте человеческого тела, побуждая его к физическому совершенству.