Совершенствование движений, достижение непринужденности в движениях рук, положении корпуса осуществляются на занятиях не столько специальными индивидуальными заданиями, сколько с помощью разнообразных коллективных упражнений в ходьбе во время групповых передвижений детей по физкультурному залу или площадке разными способами. Это связано, в первую очередь, с особенностями психики детей данного возраста, где процесс социализации (т.е. освоение определенных норм человеческого общежития) строится на подражании другому. Некоторые методические рекомендации Закрепляя и совершенствуя на физкультурных занятиях двигательные умения и навыки ходьбы детей данного возрастного интервала, педагогу необходимо помнить о том, что:
— организм у детей этого возраста сенситивно предрасположен к развитию их координационных способностей, что следует использовать по назначению;
— правильной осанке, четкому и ритмичному шагу, а также естественному и свободному маху руками детей во время ходьбы следует уделять особое внимание:
— движения с сохранением интервала и дистанции, изменением темпа, направления, ритма и т.д. должны быть постоянным атрибутом физкультурного занятия;
— следует активно использовать различные виды ходьбы в их сочетании с другими движениями разной степени сложности и изменяемых условиях выполнения:
а) ходьба по уменьшенной площади опоры (по доске, узкой дорожке, низкому бревну веревке, скакалке, обручу, гимнастическая палке и т.д.),
б) подъемы и спуски на невысокий пригорок во время прогулок и т. д.;
в) перешагивание через низкие препятствия высотой до 45 см;
г) движения широким шагом или высоко поднимая бедро, перешагивать нарисованные мелом на полу небольшие кружочки, расположенные друг от друга на расстоянии 45-50 см и т.д.;
— активно следует использовать игровые моменты и подвижные игры на закрепление и совершенствование двигательных умений и навыков в ходьбе;
— во время выполнения индивидуальных заданий дети, как правило, теряются, движения их становятся скованными и неритмичными, сбивается дыхание;
— детям следует постоянно напоминать, чтобы они чувствовали себя свободно, спину держали прямо, не задерживали дыхания, дышали ритмично, делая на 2-3 шага вдох, а на 3-4 — выдох;
— шире использовать приемы наблюдения в природе и в жизни: как ходят курочки, петушки; как ходят маленькие дети, взрослые люди, папы и мамы, бабушки и дедушки; как ходят лошадки и пр.
— научение детей аккуратно обходить предметы, стоящие на пути, постоянно усложняя задание способствует воспитанию внимательности.
В этом возрасте целесообразно предлагать детям задания, связанные с различными бытовыми ситуациями. Пример. Игровое задание. Группа детей делится на две половины. Одна половина стоит в шеренге, другая — в колонне. Педагог движется между детьми, стоящими в шеренге, обозначая, что пройти можно. Затем он предлагает сюжет. «Представьте, что мы с вами в переполненном троллейбусе. Две полоски на полу — это наш троллейбус. Кто выходит за полоски, соответственно, нарушает правила игры. Нам нужно пройти к выходу. Попробуем пройти аккуратно, не толкаясь. Ребята, которые в шеренге, позвольте нам пройти. Попробуйте не обидеться, если вас случайно толкнут. Если все же это произошло, то толкнувший должен обязательно извиниться. Итак, начали…!». Пример. Игровое задание. «Ходьба парами». Педагог обращается к детям: «То, что вы умеете ходить, я знаю, а хотите научиться ходить красиво?» На одобрительное — Да!, он предлагает задание: «Двигаться надо в парах — мальчик и девочка. Дети начинают определяться в пары, а педагог продолжает, — интересно, а мальчики умеют подавать девочкам руку? Во время движения можно рассказывать друг другу интересные истории. Предлагаю начать с мальчиков, а затем девочки. Идти следует красиво, под ноги себе не смотреть, спинка прямая. Мальчики, будьте внимательны, чтобы девочки не споткнулись. Сейчас у вас на пути появится несколько препятствий (ставит в качестве препятствий мячи, игрушки, кегли и т.д.), попробуйте аккуратно их обойти. Будьте внимательными, вежливыми и доброжелательными с девочками.
Пример. Вариант контрольной проверки. Педагог обращается к детям: «Посмотрим, как вы научились ходить? Пройти нужно правильно и красиво». Дети двигаются по кругу в колонну по одному, педагог смотрит на них и комментирует: «Посмотрите ребята, как идет Никита, какая у него ровная спина. Очень красиво идет Наташа. Она не сгибает в коленях ноги. А как красиво
идет Глеб, посмотрите?, не напрягайся так, смелее, смелее, Оля,
подтяни живот, ай, да молодцы!
Кроме того, с помощью разнообразных заданий, упражнений, укрепляющих мышцы ног, стопы и способствующих сохранению равновесия, необходимо обучать детей правильной ходьбе, легкой, непринужденной, со свободными движениями рук.
Особую значимость в этом возрасте приобретает звуковое сопровождение, которое делает движение детей легкими и красивыми, а также дает возможность педагогу, не останавливая и не прерывая их, корректировать выполнение задания.
Таким образом, систематическое применение этих и других упражнений содействует совершенствованию двигательных умений ребенка в освоении различных видов ходьбы, способствуя развитию координации движений.