Дети старшей и подготовительной групп (возраст детей от 5 до 7 лет) закрепляют и совершенствуют приобретенные двигательные умения и навыки в разнообразных видах ходьбы и их сочетании с другими движениями.

Совершенствование движений, достижение неприну­жденности в движениях рук, положении корпуса осущест­вляются на занятиях не столько специальными индивиду­альными заданиями, сколько с помощью разнообразных коллективных упражнений в ходьбе во время групповых передвижений детей по физкультурному залу или площад­ке разными способами. Это связано, в первую очередь, с особенностями психики детей данного возраста, где про­цесс социализации (т.е. освоение определенных норм че­ловеческого общежития) строится на подражании другому. Некоторые методические рекомендации Закрепляя и совершенствуя на физкультурных заня­тиях двигательные умения и навыки ходьбы детей данного возрастного интервала, педагогу необходимо помнить о том, что:

—     организм у детей этого возраста сенситивно предраспо­ложен к развитию их координационных способностей, что следует использовать по назначению;

—    правильной осанке, четкому и ритмичному шагу, а также естественному и свободному маху руками детей во время ходьбы следует уделять особое внимание:

—    движения с сохранением интервала и дистанции, измене­нием темпа, направления, ритма и т.д. должны быть посто­янным атрибутом физкультурного занятия;

—    следует активно использовать различные виды ходьбы в их сочетании с другими движениями разной степени слож­ности и изменяемых условиях выполнения:

а) ходьба по уменьшенной площади опоры (по доске, узкой дорожке, низкому бревну веревке, скакалке, об­ручу, гимнастическая палке и т.д.),

б) подъемы и спуски на невысокий пригорок во время прогулок и т. д.;

в)  перешагивание через низкие препятствия высотой до 45 см;

г)  движения широким шагом или высоко поднимая бедро, перешагивать нарисованные мелом на полу не­большие кружочки, расположенные друг от друга на расстоянии 45-50 см и т.д.;

—     активно следует использовать игровые моменты и под­вижные игры на закрепление и совершенствование двига­тельных умений и навыков в ходьбе;

—    во время выполнения индивидуальных заданий дети, как правило, теряются, движения их становятся скованными и неритмичными, сбивается дыхание;

—     детям следует постоянно напоминать, чтобы они чувст­вовали себя свободно, спину держали прямо, не задержи­вали дыхания, дышали ритмично, делая на 2-3 шага вдох, а на 3-4 — выдох;

—      шире использовать приемы наблюдения в природе и в жизни: как ходят курочки, петушки; как ходят маленькие дети, взрослые люди, папы и мамы, бабушки и дедушки; как ходят лошадки и пр.

—     научение детей аккуратно обходить предметы, стоящие на пути, постоянно усложняя задание способствует воспи­танию внимательности.

В этом возрасте целесообразно предлагать детям за­дания, связанные с различными бытовыми ситуациями. Пример. Игровое задание. Группа детей делится на две поло­вины. Одна половина стоит в шеренге, другая — в колонне. Пе­дагог движется между детьми, стоящими в шеренге, обозначая, что пройти можно. Затем он предлагает сюжет. «Представьте, что мы с вами в переполненном троллейбусе. Две полоски на полу — это наш троллейбус. Кто выходит за полоски, соответ­ственно, нарушает правила игры. Нам нужно пройти к выходу. Попробуем пройти аккуратно, не толкаясь. Ребята, которые в шеренге, позвольте нам пройти. Попробуйте не обидеться, ес­ли вас случайно толкнут. Если все же это произошло, то толк­нувший должен обязательно извиниться. Итак, начали…!». Пример. Игровое задание. «Ходьба парами». Педагог обращает­ся к детям: «То, что вы умеете ходить, я знаю, а хотите научиться ходить красиво?» На одобрительное — Да!, он предлагает зада­ние: «Двигаться надо в парах — мальчик и девочка. Дети начина­ют определяться в пары, а педагог продолжает, — интересно, а мальчики умеют подавать девочкам руку? Во время движения можно рассказывать друг другу интересные истории. Предлагаю начать с мальчиков, а затем девочки. Идти следует красиво, под ноги себе не смотреть, спинка прямая. Мальчики, будьте внима­тельны, чтобы девочки не споткнулись. Сейчас у вас на пути появится несколько препятствий (ставит в качестве препятствий мячи, игрушки, кегли и т.д.), попробуйте аккуратно их обойти. Будьте внимательными, вежливыми и доброжелательными с де­вочками.

Пример. Вариант контрольной проверки. Педагог обращается к детям: «Посмотрим, как вы научились ходить? Пройти нужно правильно и красиво». Дети двигаются по кругу в колонну по одному, педагог смотрит на них и комментирует: «Посмотрите ребята, как идет Никита, какая у него ровная спина. Очень краси­во идет Наташа. Она не сгибает в коленях ноги. А как красиво

идет Глеб, посмотрите?, не напрягайся так, смелее, смелее, Оля,

подтяни живот, ай, да молодцы!

Кроме того, с помощью разнообразных заданий, уп­ражнений, укрепляющих мышцы ног, стопы и способст­вующих сохранению равновесия, необходимо обучать де­тей правильной ходьбе, легкой, непринужденной, со сво­бодными движениями рук.

Особую значимость в этом возрасте приобретает зву­ковое сопровождение, которое делает движение детей лег­кими и красивыми, а также дает возможность педагогу, не останавливая и не прерывая их, корректировать выполне­ние задания.

Таким образом, систематическое применение этих и других упражнений содействует совершенствованию дви­гательных умений ребенка в освоении различных видов ходьбы, способствуя развитию координации движений.

Оставьте комментарий