Виды коркового торможения классифицируются на:
— внешнее торможение — раздражитель действует на временную связь извне. При этом механизмом торможения является отрицательная индукция из-за новизны раздражителя. Однако повторный сигнал уже не вызывает подобной реакции.
— внутреннее торможение развивается в пределах самой структуры условного рефлекса, и причиной является не подкрепление условного раздражителя.
а) угасание как вид торможения развивается, если уже выработанный условный рефлекс не подкреплять. При этом условный раздражитель теряет значимость сигнала, однако, реакция на него полностью не исчезает, а только тормозится.
б) дифференцировка позволяет человеку избирательно реагировать на внешние и внутренние сигналы, в результате чего образуется точный условный рефлекс его адекватной ориентации в окружающем мире.
в) запаздывание (или следовой рефлекс) — это такой вид торможения, который возникает в случае запаздывания подкрепления на условный раздражитель.
г) условный тормоз вырабатывается на фоне наличного условного рефлекса: если к данному сигналу присоединить новый раздражитель и это сочетание не подкреплять, то возникает торможение на первоначальный сигнал.
— запредельное торможение. Этот вид торможение отличается от внешнего и внутреннего по механизму воз- микновения и по физиологическому значению. Оно разви- иппся при условии нарастания сигнала по силе. При этом до определенного уровня растет и ответная реакция, которая достигает максимума, после чего наступает торможение. Запредельное торможение называют еще охранным юрможением, поскольку оно защищает структуры от чрезмерных раздражителей и от истощения. Это торможение возникает еще и действием раздражителя небольшой силы, но большой длительности и однообразностью харак- icpa воздействия раздражителя. Воздействуя на одни и те же корковые центры, оно приводит их к истощению, что и вызывает в итоге торможение.