В старшей возрастной группе начинается целенаправленное развитие различных форм наглядного моделирования и его включение в решение собственно интеллектуальных задач. Овладение наглядным моделированием представляет собой расширение диапазона.
Моделирующих отношений: добавляется моделирование временных отношений, логических и др. Изменяется степень обобщенности моделируемых отношений. От моделирования единичных конкретных ситуаций дети переходят к построению моделей, имеющих обобщенный смысл и отображающих существенные черты нескольких объектов и ситуаций. Изменяются и сами наглядные модели: от модели, сохраняющей сходство с моделируемым объектом, к модели, представляющей собой чисто условное изображение.
В этом возрасте ребенок уже свободно использует в своей речи слова, выражающие понятия разной степени обобщенности (растение, дерево, елка и др.). С помощью кругов «Эйлера» дети постепенно переходят от наглядно-образного к логическому понятийному мышлению и пониманию зависимости между объемом и содержанием тех или иных понятий.
Усложняется ознакомление с пространственными отношениями. Предполагается переход от ограниченного пространства к открытому. Усложняется последовательность действий с планом и их сочетание.
Ознакомление детей с художественной литературой показывает им явления живой и неживой природы, мир человеческих отношений, произведения культуры, мир собственных переживаний. Развитие умственных способностей на материале художественной литературы осуществляется с помощью заданий по пересказу знакомой сказки. Дети сочиняют сказки и истории, опираясь не только на отдельные признаки предметов, но и на пространственные модели, которые являются наглядными схематическими планами, помогающими наполнить их любым содержанием.
Обучение грамоте предполагает широкую ориентировку детей в звуковой стороне речи и строится на переключении внимания ребенка со смысловой стороны речи на звуковую: дети учатся проводить звуковой анализ слов, моделируя на картинках-схемах звуковой состав слов различной конструкции с помощью фишек определенных цветов-заместителей звуков. Идет знакомство детей с основной словообразующей единицей — слогом, со слоговой структурой слова, они учатся делить слова на слоги.
Развитие элементарных математических представлений включает задачи на формирование представлений о количественных отношениях, о числе как отдельности, о числе как отношении, о чи- | юном ряде и закономерностях образования чисел, числового ряда и т. д.
Обучение конструированию представляет систематическое ни падение детьми действиями наглядного моделирования. Переход от нвйствий с предметными моделями к графическим обеспечивает подии онку к созданию постройки в уме. Познавательная роль конструктивной деятельности заключается в определении пространственных характеристик предметного мира (формы, положения, протяженности пОьектов, композиционных, размерных и пространственных отношений между ними).
Содержание раздела «Ознакомление детей с природой» направлено на уточнение, расширение и систематизацию представлений о взаимосвязи растений и животных с внешней средой. Здесь также активно используются условные обозначения и модели, которые в обобщенном и схематизированном виде отражают взаимосвязь живой и неживой природы.
В изобразительной деятельности большое внимание уделяется построению двух фигурных композиций и предметно-сюжетному рисунку, передающему парные отношения: человек-предмет, человек-животное и животное-животное. Эти задания требуют анализа способов взаимодействия между объектами, изобразительных характеристик взаимодействующих персонажей. Таким образом, дети обучаются передавать отношения разного образного предметного мира средствами изобразительной деятельности.
В процессе игровой деятельности у детей формируются умения использовать игровую роль для развертывания разнообразных сюжетов и включения в согласованную игру со сверстниками. Кроме того, у детей совершенствуются умения регулировать свое поведение на основе игровых правил.
В подготовительной группе происходи т интериоризация действий моделирования, т.е. перевод их во внутренний план. Овладение построением моделей включает два последовательных этапа: построение моделей по имеющейся ситуации и по собственному плану.
Развитие элементов логического мышления предполагает освоение детьми сложных отношений, существующих между понятиями разной степени обобщенности. Предлагаемые детям модели могут отображать более двух степеней обобщенности понятий.
При ознакомлении с пространственными отношениями дети переходят к чтению и составлению планов на основе общепринятых условных обозначений масштаба между частями самого плана, с выбором определенных мерок измерения пространства, знакомству с назначением и устройством компаса, системой координат и т.д.
В контексте ознакомления детей с художественной литературой широко используются пространственные модели при пересказе, при планировании и проведении игр-драматизаций. Проводится работа по развитию воображения при создании целостных произведений, у детей формируются умения свободно комбинировать представления отдельных объектов и целостных сюжетов без опоры на вспомогательные средства.
При обучении основам математики продолжается развитие представлений детей о количественных отношениях, числе как отношении, числовом ряде, составе чисел, временных отношениях и вводится обучение решению арифметических задач.
Обучение грамоте предусматривает обучение чтению на материале всего алфавита, членение предложений на слова и составление предложений из букв разрезной азбуки, усвоение грамматических правил написания слов в русском языке. Углубленная работа в звуковой культуре языка предполагает свободное оперирование звуковыми, графическими моделями слов и предложений.
Работа по конструированию направлена на совершенствование имеющихся у детей действий наглядного пространственного моделирования объектов и постепенного перевода этих действий в умственный план. Совершенствуются познавательные действия, появляется способность преобразовать конструкцию в уме, создать задуманный образ.
При ознакомлении с природой дети выводятся за пределы непосредственного опыта, знакомясь с природными поясами Земли и эволюцией жизни на Земле, древними животными, строят модель последовательного перехода от одного типа животных к другим, соотнося этот переход с изменениями факторов внешней среды.
Изобразительная деятельность усложняется выбором разных типов передаваемых отношений, объектов и их связей, большей обобщенностью предлагаемых тем. Активно используется эскизная проработка сюжета в графическом изображении, набросок основного содержания работы.
В процессе игровой деятельности происходит развитие у детей инициативы и самостоятельности в игре, активности в реализации игровых замыслов. Поощряется стремление смастерить своими руками игрушки или недостающие для игры предметы. Основное внимание уделяется формированию умений создавать новые сюжеты игры, согласовывать замыслы с партнерами, регулировать поведение на основе творческих игровых замыслов и игровых правил.
Организация работы во всех возрастных группах предполагает проведение занятий в подгруппах численностью 8-10 детей. В то время как одна подгруппа занимается с воспитателем, остальные дети шииты играми под наблюдением помощника воспитателя.