Общеразвивающие упражнения у детей дошкольного возраста

Общеразвивающие упражнения (или сокращенно ОРУ) являются мощным средством укрепления здоровья ребенка вообще и развития отдельных мышечных групп его организма в частности. Они совершенствуют деятель­ность двигательного анализатора коры больших полуша­рий головного мозга, активизируют метаболические про­цессы, тренируют сердечно-сосудистую систему и дыха­тельный аппарат, повышая общую работоспособность ор­ганизма в целом.

Обучающий эффект (ОРУ) огромен. Являясь основ­ным содержанием ежедневной утренней гимнастики (УГГ) и составной частью большинства физкультурных занятий, они способствуют успешному освоению двигательные уме­ния и навыки. Выполнение движений сопровождается сло­весными комментариями педагога. Дети довольно быстро усваивают названия упражнений и их деталей, частей тела, ориентировочные понятия и термины, указания, советы и его подсказки. Возникающее в процессе обучения взаимо­понимание положительно сказывается на качестве освое­ния движений дошкольниками и помогает им решать (с ак­тивным участием самих детей) наиважнейшую оздорови­тельную задачу — формирование правильной осанки.

Показателем обученности дошкольников является проявление ими тех или иных психофизических качеств во время выполнения упражнений. ОРУ способствуют актив­ному развитию:

—     гибкости, как способности организма ребенка выполнять движения с большей амплитудой;

—     координации, как способности организма ребенка согла­совывать одновременные движения разных частей тела;

—    разновидностям координации:

а) равновесию как способности организма ребенка

удерживать устойчивое положение тела на уменьшен­ной или повышенной опоре;

б)  точности выполнения задания, как способности ор­ганизма ребенка фиксировать движение в пространстве в соответствии с каким-либо сигналом;

в)  пространственным и временным ориентировкам, как способности организма ребенка выполнять движения в заданном направлении с соответствующим ритмом и темпом.

Одной из разновидностей ОРУ являются упражнения имитационного характера, которые пробуждают творче­скую фантазию детей, подражая образам животных птиц, знакомым персонажам сказок и т.д. Объективные особен­ности ОРУ приучают детей действовать согласованно. При этом, музыкальное сопровождение в ходе выполнения детьми OPV активно содействует развитию у них художе­ственного вкуса.

Таким образом, ОРУ являются действенным средст­вом разностороннего развития личности ребенка.

Для ОРУ характерно, что в каждом из них согласу­ется динамическая работа одних мышц и статическая на­грузка на другие. Этим обеспечивается избирательность воздействия на конкретные части тела. Упражнения со­стоят из элементов, которые могут выполняться отдель­но. Поэтому можно произвольно увеличивать нагрузку на ту или иную группу мышц с целью, например, их кор­рекции.

В зависимости от степени доминирующего воздейст­вия на отдельные группы мышц ОРУ классифицируются по анатомическому признаку: упражнения для мышц рук и плечевого пояса; туловища; ног; брюшного пресса и т.д.

Для использования в разных формах работы с детьми ОРУ принято группировать по принципу комплекса. Ком­плекс — это набор взаимодополняющих друг друга упраж­нений, обеспечивающий нагрузку на все основные группы мышц. Педагогическая направленность комплекса зависит от конкретных решаемых задач. Например, комплекс ОРУ для физкультурного занятия, в отличие от утренней гим­настики, должен обеспечивать не только общую, но и спе­циальную подготовку для успешного выполнения пред­стоящих задач образовательной направленности. При этом, неизменными критериями правильного подбора ОРУ яв­ляются согласованность движений по анатомическому признаку, порядок выполнения по принципу сверху вниз (первое упражнение всегда — для рук и плечевого пояса), наличие разных исходных положений.

Еще несколько похожих статей с нашего сайта: