Нормированная двигательная активность у детей дошкольного возраста

Наряду с самостоятельной двигательной активностью ребенка, выделяют еще и организованную педагогом или нормированную двигательную его активность.

Уровень такой двигательной активности является ге­нетически обусловленной величиной. Исследования пока­зывают, что для человека и животных существует некая норма двигательной активности, которая должна быть та­кой же определенной, как интенсивность обмена веществ или количество потребляемой пищи. При этом более высо­кая двигательная активность существенно улучшает физи­ческое развитие организма, а хорошее физическое разви­тие, в свою очередь, стимулирует двигательную активность. Такой оптимум отражает обоюдную зависимость между двигательной активностью и физическим развити­ем. Например, у детей дошкольного возраста при продле­нии послеобеденного отдыха значительно увеличивается двигательная активность в вечернее время.

Нормирование двигательной активности, является от­носительно новой областью прикладной физиологии, объ­ектами которой выступают объем, длительность, интен­сивность, прерывистость и повторяемость мышечной на­грузки. К числу задач нормирования относится определе­ние тех или иных режимов двигательной активности ре­бенка в течение дня, которые и должны привести морфофункциональное состояние его организма (а, именно — то­нус, особенности физического развития, физическую рабо­тоспособность и другие показатели) к оптимальному уров­ню работоспособности.

Особенностью дошкольного периода является то, что именно на этом этапе онтогенеза у человека в большей степени, чем на других этапах его последующей жизни формируется энергетический фонд организма и связано это, прежде всего, с оптимальной активностью функциони­рования скелетных мышц. Выравнивание баланса между нервно-психическими и физическими раздражителями, а также сочетание режима питания с режимом двигательной активности имеет здесь особое значение. При этом показа­тели энергетического обеспечения деятельности сердечно­сосудистой системы (ССС) в покое и при функциональных пробах являются наиболее важным для контроля состояния здоровья человека. Оптимальные значения мощности и ин­тенсивности, выполняемых физических упражнений, про­должительность их и сочетание, а также выраженность развивающегося в процессе работы утомления являются ведущими в формировании оздоровительного эффекта у конкретного ребенка. Регулируемая нормированием систе­матическая физическая нагрузка приводит к более эконо­мичным реакциям системы кровообращения — замедлению ритма сокращений сердца и снижению в состоянии покоя ударного объема крови, снижению систолического и сред­него артериального давления, а также экономизации по­требления кислорода миокардом.

Такая двигательная активность, особенно в дошколь­ном возрасте выступает фактором средового влияния и опосредована в основном научением и тренировкой (т.е. многократным повторением изученного материала), кото­рые должны осуществляться воспитателем в режиме дня при помощи различных средств, методов и форм организа­ции физического воспитания детей.

В последнее время заметно расширилось количество программ по физическому воспитанию дошкольников пре­имущественно с оздоровительно-тренировочной направ­ленностью или нормированием физической нагрузки. Та­кими принято считать, прежде всего, те программы, в ко­торых прогнозируемый эффект от воздействия физической нагрузки на организм ребенка выражается в сдвиге показа­телей сердечно-сосудистой системы (ССС), органов дыха­ния, состояния опорно-двигательного аппарата (ОДА), коррекции обменных процессов и т.д. Это, на наш взгляд, оправдано при решении задач в достижении определенной целевой установки на непродолжительном временном от­резке, каким и является дошкольный период.

Еще несколько похожих статей с нашего сайта: