Значение временного фактора. Часть2

Врожденные особенности временных параметров дея­тельности человека коррелируют со многими физиологиче­скими, психофизиологическими и психологическими характе­ристиками, формируя индивидуально-типологические особен­ности и определяя стратегию поведения. Во многих исследо­ваниях целенаправленной деятельности детей и взрослых отме­чалась явная дифференциация на группы «медленных» и «бы­стрых». Выделены группы «медлительных» детей, которые при достаточном общем развитии, соответствующем возрастным нормам, характеризуются низкой подвижностью нервных про­цессов, медленной обучаемостью, более низкими (на 20-30%) индивидуальным темпом и скоростью умственной и физической деятельности, большими величинами (в 2-3 раза) сенсомоторных реакций по сравнению со сверстниками (Кольцова М. М., 1985; Безрукова М.М., 1994 и др.).

Среди спортсменов индивидуально-типологические различия, связанные с временными характеристиками деятельности, особенно заметны, так как они существенно влияют на выбор спортивной специализации и успешность роста спортивного мастерства.

Быстродействие мозга спортсмена отражается в по­казателях частоты альфа-ритма ЭЭГ, оптимальной и предель­ной частоты рабочих потенциалов в темпе движения («мече­ных ритмов» ЭЭГ), величины пропускной способности при переработке информации, латентного времени реакции и пр. Например, частота фонового альфа-ритма ЭЭГ выше у более квалифицированных спортсменов-баскетболистов по сравне­нию с менее подготовленными.

Временные показатели ряда функций — пропускная способность, параметры чувства времени, величины времени ре­акции, управление движениями во времени и др. в определенной мере зависят от пола. Они несколько лучше у мужчин, чем у женщин. Мужчины проявляют большую точность (р<0,01) в вос­произведении коротких интервалов времени по сравнению с женщинами.

Фактор времени (особенно в микроинтервалах) имеет существенное значение для многих видов спорта, но исключи­тельно важен для синхронизации двигательной деятельности при выполнении групповых упражнений (синхронное плава­ние, академическая гребля в лодках-четверках и восьмерках, групповые упражнения в акробатике, парное катание фигури­стов и др.) и в командных игровых видах спорта. В этих видах спорта соответствие временных характеристик отдельных спорт­сменов друг другу определяет эффективность их соревнователь­ной деятельности.

Отмечена достоверно большая точность (р<0,05) оценки коротких временных интервалов у высококвалифицированных спортсменов-гребцов (I разряда, кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта по академической гребле в возрасте 18-25 лет) и более быстрое (р<0,01) формирование у них представления о длительности предъявляемого временного эталона по сравнению с лицами, не занимающимися спортом.

Еще несколько похожих статей с нашего сайта: