Гипокинезия

Гипокинезия (гипо — ограниченное, недостаточное;  и пезо — движение). Известно, что более 80% веса тела че­ловека составляют скелет и мышцы, т.е. аппарат движения, а потому, именно, движение с биологической точки зрения является основной функцией тела человека, обеспечиваю­щей его нормальную жизнедеятельность. Всякое ограниче­ние двигательной функции влечет за собой расстройства обмена веществ, дыхания, кровообращения и других орга­нов и систем, что приводит к снижению умственной рабо­тоспособности и резистентности.

Длительная гипокинезия снижает способность мышц к динамической и статической работе. Показано, что через 20 суток пребывания в постели объем работы человека снижается на 26%, а после двух месяцев — уже на 43,4%, при этом, становая сила уменьшается на 72-88%, сила кис­тей — на 87-90%, выносливость к кратковременным стати­ческим напряжениям — на 76-88% от исходного состояния. Из всех систем организма наибольшее неблагоприятное влияние испытывает на себе сердечно-сосудистая система.

Вызываемое гипокинезией, противоестественное для живого организма, ограничение возбуждения анализаторов коры больших полушарий головного мозга, рецепторов кровообращения и нейромышечного аппарата, сердечно­сосудистой и дыхательной систем в растущем организме ведет к целому ряду функциональных нарушений деятель­ности внутренней среды:

—   уменьшению физиологических резервов систем организ­ма и росту, в этой связи, энерготрат на единицу работы;

—     разбалансировке интенсивности метаболизма в обмене веществ и, как следствие, — появлению избыточной массы тела ребенка;

—   снижению функциональной возможности сердца адекват­но реагировать на физическую нагрузку за счет существен­ного уменьшения силы миокарда и, как следствие, — выну­жденной компенсации гораздо меньшей по мощности фи­зической нагрузки непомерно высокой частотой сердечных сокращений (ЧСС), которая, в свою очередь, вызывает уменьшение общего количества крови, эритроцитов и со­держащегося в них гемоглобина — основного поставщика кислорода;

—   уменьшению жизненной емкости легких (ЖЕЛ), что сни­жает резервы вдоха и выдоха, не обеспечивая должного поступления кислорода к тканям организма ребенка;

—   снижению резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем и нарушению деятельности центральной нервной системы (ЦНС), в результате чего у ребенка появляется; лишняя раздражительность и нервозность, наблюдаются повышенная утомляемость и плохой сон, снижается физи­ческая, а за ней и умственная работоспособность, ухудша­ются память, внимание и, как следствие, — поведение;

—    снижению эластичности сухожилий и связок, что, в результате, существенно ограничивает объем движений peбенка в суставах;

—    снижению объема мышечной массы, что отрицательно влияет на тонус мышц, ухудшая координацию движений;

—   слабому развитию мускулатуры и, как следствие, — нарушению осанки и деформации опорно-двигательного аппа­рата и т.д.

Многоцелевой иерархической системой представля­йся организм при рассмотрении его с биокибернетических позиций. В ней оптимально сочетаются автономия и само­регуляция низших уровней управления с централизован­ным контролем и корректировкой со стороны высших уровней. Интеграция этих уровней управления обеспечива­ется как гормонально-вегетативным гомеостазом внутрен­ней среды, так и приспособительными свойствами целост­ного организма. В условиях гипокинезии, у человека, осо­бенно в детском возрасте, может нарушиться любой из них блоков ввиду ограничения диапазона реактивности, уменьшения мощности и экономичности процессов жизне­обеспечения в покое и при различных нагрузках. Тем са­мым создаются предпосылки для преждевременного старе­ния и снижения продолжительности его жизни.

Таким образом, в организме нет ни одной системы, которая бы не реагировала на гипокинезию отрицательны­ми последствиями. Без необходимого, биологически доста­точного объема двигательной активности человек не может успешно пройти ни одна из фаз его онтогенетического раз­вития, начиная с дошкольного возраста.

Трудно переоценить положительное влияние двига­тельной активности на развитие растущего организма ребенка и его функций. Известно, что в первые недели по­сле рождения стимуляция мышц младенца связана с неспе­цифическими воздействиями (как правило, это понижение температуры внешней среды), а затем уже и со специфиче­скими, — в виде непосредственной двигательной активно­сти. При каждом сокращении мышц ребенка возникают нервные импульсы, стимулирующие деятельность цен­тральной нервной системы (ЦНС) и внутренних органов Реализация этих стимулов в процессе двигательной актив­ности служит тем пусковым механизмом, который и обес­печивает созревание структур и функций в развитии ребен­ка, поддерживая физиологически нормальную жизнедея­тельность его организма.

Приоритет моторики, которая сформировалась в про­цессе эволюции вида человека, является одним из важных моментом в развитии организма ребенка. Поэтому у него психофизиологическое становление локомоторного аппа­рата определяет деятельность и субординацию всех ос­тальных физиологических систем и органов на основе функционального единства мозга и мышц. Если мышцы управляются мозгом на основе рефлекторных механизмов, то двигательная активность, оказывая положительное влияние на динамику нервных процессов в коре и подкор­ке, существенно усиливает субординацию этих процессов через увеличение сенсомоторной информации на двига­тельные зоны коры, что обуславливает неразрывную взаи­мосвязь этих процессов. Другими словами, в двигательных зонах коры больших полушарий головного мозга в процес­се двигательной активности, как результат, образуется так называемый «структурный след».

Существенное место в становлении моторики ребенка имеют его задатки. При рассмотрении этого важного био­логического понятия необходимо помнить, что задатки, прежде всего, генетически обусловленное структурное об­разование, оказывающее влияние на:

—     морфофункциональные характеристики (строение тела, соотношение мышечных волокон и капилляров, особенно­сти сенсорных систем и т.д.);

—      функциональные показатели, специфику адаптации и энергообмена;

—  определенное развитие центральных нервных механизмов управления мышцами, координационных способнос­тей и психофизиологических свойств организма ребенка.

Физиологический задаток какого-либо психофизических) качества (быстроты, гибкости, выносливости и др.) скорее всего, закрепленной в генотипе человека или предпосылкой развития с особенной временной последовательностью раскрытия аэробного, анаэробного, анаболического метаболизма, резервных возможностей его реализа­ции, типа адаптационных механизмов и т.д. При этом большие или меньшие возможности в реализации отдель­ных психофизических качеств и их композиции при мышечной деятельности у конкретного человека тесно связа­ны со средовыми влияниями. Таким воздействием среды на реализацию задатков выступает направленное физическое нос питание.

При формировании потребности ребенка в движениях очень важна взаимосвязь его двигательной активности и функционального состояния основных физиологических систем, поскольку уровень сформированное™ этой способности может оказаться недостаточным для поддержа­ния здоровья и полноценной адаптации организма ребенка к социальным условиям жизни. Поэтому крайне необходи­мо создание оптимальных психолого-педагогических услов- ий для воспитания потребности ребенка в двигательной активности, которая и будет поддерживать биологически целесообразные адаптивные реакции организма.

Однако и саму потребность в двигательной активно­сти, как базовое условие нормального развития организма ребенка, нельзя рассматривать лишь в качестве функции возраста, обусловленную соответствующими изменениями организма. Она заметно изменяется в зависимости от осо­бенностей физического воспитания, уровня двигательной подготовленности ребенка, и, наконец, условий его жизни.

Еще несколько похожих статей с нашего сайта: